Директор IQ Bar Александр Зинченко: «В команду подбираю людей, которые не боятся принимать решения и брать на себя ответственность»

23.12.10
Александр Зинченко

Домашние роботы, автомобили на солнечной энергии, диковинные рестораны с «умной кухней», – мы привыкли к тому, что все это есть в Японии, Китае и Европе, и очень нескоро появится у нас. А вот и нечего привыкать к плохому! Может, у нас пока нет роботов-официантов, зато у нас уже есть IQ Bar – первый и единственный интеллектуальный ресторан в Киеве. Мы пообщались с человеком, который к созданию и развитию IQ Bar ежедневно прилагает собственный, надо сказать, весьма высокий IQ. Знакомьтесь, директор IQ Bar, Александр Зинченко.

- Все люди чему-то учатся в процессе своей работы. Сейчас вы директор успешного заведения. Чему Вы научились за вашу карьеру в ресторанном бизнесе?

С чего все началось... Я, как и большинство, в ресторанный бизнес попал случайно и, как и многие, остался навсегда. До ресторанного бизнеса я работал в госадминистрации. Сложные 90-е, молодая семья, маленькие дети... Предложили поработать барменом во время отпуска. И вот в этом году будет уже 14 лет, как я в ресторанном бизнесе. Есть у меня такая черта характера – я люблю трудности и поэтому мне интересно постоянно учиться новому. Потому что ресторанный бизнес – это корабль, который необходимо держать на плаву. И если ты в чем-то не будешь разбираться, тебя обязательно обманут. Бытует мнение, что в ресторанном бизнесе обманывают людей. Ничего подобного. В большинстве случаев обманутым остается ресторан. Поэтому приходится разбираться во всем – начиная от компьютерных программ, заканчивая составлением технологических карт, ведь от этого зависит рентабельность, материальный учет. И так во всем: начиная от инвентаря, заканчивая услугами, которыми приходится пользоваться.

- А как ваша карьера в ресторанном бизнесе складывалась, чем приходилось заниматься?

За мой многолетний опыт работы пришлось пройти все ступени ресторанного бизнеса. Мне повезло: я начинал работать в ресторане на периферии, где ты и администратор, и кассир, и бармен, и официант, и ди-джей и еще и вышибала. Но школа периферии очень жесткая. Потому что, проработав в Киеве 10 лет, ты можешь ни разу не столкнуться с теми проблемами, с которыми на периферии сталкиваешься в течение одной недели.

- Что вы лично для себя вкладываете в понятие «хороший руководитель»?

Для меня хороший руководитель тот, у которого не бывает нерешаемых проблем. В своем коллективе, я хочу создать условия для того, чтобы люди, которые со мной работают, не были роботами. Чтобы они имели возможность принимать решения, но помнили, что за них необходимо нести ответственность. Поэтому я стараюсь подбирать себе соответствующих людей, которые готовы учиться. Да, это сложный путь, так как люди имеют право на ошибку, но не ошибается только тот, кто ничего не делает. Я по образованию педагог, мне нравится помогать развиваться своей команде.

- Вы когда пришли работать в IQ Bar, что Вам бросилось в глаза, что вы захотели изменить, добавить.

Когда я пришел в этот проект, стройка была на грани завершения, но еще была возможность что-то изменить, что-то внести от себя. Потому что одно дело сдать ресторан, а другое дело его принять и развивать. Таким образом, у меня была возможность внести изменения в планировку подсобных и вспомогательных помещений, подборе и просчете необходимого количества инвентаря и многое другое.

- В чем заключается концепция и направление развития ресторана IQ Bar?

Идея IQ Bar мне понравилась еще с момента переговоров с инвестором. Как-то в каталоге я увидел часы, совершенно необычные. Идея в том, что есть набор цифр, которые светятся. Верхний ряд – это часы, нижний - это минуты. Для того, чтобы понять, который час, необходимо суммировать светящиеся цифры.

- То есть, включать мозги?

Да, включать мозги. На самом деле эти часы я купил где-то за год до того, как узнал об этом проекте. Идея с IQ Bar была, как с этими часами: идти по сложному, но интересному пути. Интеллектуальный ресторан – это заведение где в сочетании с качественной едой предлагается еще и пища для ума. Концепция развлечений предусматривает ролевые психологические игры с ведущим, логические игры, головоломки и многое другое. С нового года у нас стартует проект, своего рода клуб, где деловые и успешные люди смогут делиться опытом.

- Наверняка людей таких же интеллектуально развитых вокруг себя собираете.

Да. Когда мы проводили отбор персонала, каждый кандидат проходил тест на IQ. Но, учитывая нехватку кадров, рассматривались и тесты, заполненные наполовину.

- А почему?

Киев переживает дефицит профессионального ресторанного персонала, в частности – официантов, так как принято считать, что это временная и неперспективная работа. Эту должность занимают, как правило, молодые люди, которые учатся. К тому же, хороший официант стремится как можно быстрее стать администратором.

- И что на ваш взгляд нужно сделать, чтобы изменить эту ситуацию?

Хороший официант – не тот, кто выполняет заказы, а тот, кто предугадывает желание гостей. А этого можно добиться только благодаря профессиональному опыту. Поэтому мне приятно работать с определившимися в жизни и профессии людьми, которые относятся к этой работе как к постоянной. Я считаю, что рестораторам необходимо убрать возрастной рубеж для должности официанта, поднять уровень заработной платы и улучшить условия труда (график, соцпакет и т.д.)

- Как бы Вы охарактеризовали атмосферу IQ Bar? 

Мы стараемся создать место, в которое люди приходят получить разные эмоции и ощущения: удовольствие от вкусной еды, радость от разгадывания головоломки, гордость от прохождения теста IQ. Для современного занятого человека мы предоставляем бесплатное пользование нетбук с Wi-Fi и качественные деловые обеды. В дополнение предоставляем нашим гостям возможность обогатиться еще и духовно, помогая молодым художникам презентовать свои картины

- Вы очень позитивный человек. В ресторанном бизнесе, наверное, нет места плохому настроению?

Да, это правда. Людям, работающим в ресторанном бизнесе, в сфере услуг нужно иметь «моментальный переключатель настроения», так как плохое настроение передается гостям и влияет на их отношение к заведению. Поэтому, хорошее настроение просто необходимо. Когда у меня плохое настроение, это не выражается в плохих эмоциях, их просто тогда нет. Я спокойно что-то делаю и у сотрудников офиса, которые привыкли к моему хорошему настроению, сразу возникают вопросы: «Что-то случилось?» Понимая, что мое настроение сильно влияет на окружающих, я поднимаю его коллегам, и соответственно – себе.

Беседовала Анастасия Безгина